1. Цели и задачи курса
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По окончании изучения указанной дисциплины студент должен:
– иметь представление о роли научных основ приготовления катализаторов в комплексе задач и проблем, связанных с созданием новых и усовершенствовании существующих промышленных катализаторов;
– знать основные традиционные методы получения катализаторов, а также фундаментальные законы и механизмы, положенные в основу синтеза дисперсных пористых тел заданного химического и фазового состава, получаемых различными методами;
– уметь приготовить катализатор или носитель основными методами, доступными в лабораториях базового института.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость дисциплины – 4 з.е. (144)
№ | Вид деятельности | Семестр 7 | |
1 | Лекции, | ч | 36 |
2 | Практические занятия, | ч | 36 |
3 | Лабораторные занятия | ч | - |
4 | Занятия в контактной форме, из них | ч | 78 |
5 | из них аудиторных занятий, | ч | 72 |
6 | в электронной форме | ч | - |
7 | консультаций, | ч | 4 |
8 | промежуточная аттестация | ч | 2 |
9 | Самостоятельная работа | ч | 66 |
10 | Всего, | ч | 144 |
Реализация дисциплины включена в практическую подготовку в ИК СО РАН при проведении следующих видов занятий, часть из которых предусматривает участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью:
Формы контроля
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.
Перечень учебной литературы
Учебная литература, учебно-методические материалы и презентации лекционного курса предоставляются преподавателем в начале обучения в электронном виде
1. Боресков, Г.К. Гетерогенный катализ. – М.:Наука, 1986. – 250 с.
2. Дзисько, В.А. Основы методов приготовления катализаторов. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1983. – 262 с.
3. Технология катализаторов. / Мухленов, И.П., Добкина, Е.И., Дерюжкина, В.И., Сороко, В.Е.; Под ред. И.П. Мухленова.– Изд. 2-е, перераб. – Л.: Химия, 1979. – 328 с.
4. Дзисько, В.А., Карнаухов, А.П., Тарасова, Д.В. Физико-химические основы синтеза окисных катализаторов. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1978. – 380 с.
5. Криворучко, О.П., Буянов, Р.А. Развитие теории кристаллизации малорастворимых гидроксидов и ее применение в научных основах приготовления катализаторов. // Всесоюзная школа по катализаторам. Сб. трудов конф., – Новосибирск: Ин-т катализа СО АН СССР, 1981. – ч. 3. – С. 122-150.
6. Стайлз, Э.Б. Носители и нанесенные катализаторы. Теория и практика: пер с англ. под ред. А.А. Слинкина. – М.: Химия, 1991. – 240 с.
7. Ермаков, Ю.И., Захаров, В.А., Кузнецов, Б.Н. Закрепленные комплексы на окисных носителях в катализе. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1980. – 242 с.
8. Шабанова, Н.А., Попов, В.В., Саркисов, П.Д. Химия и технология нанодисперсных оксидов. – М: ИКЦ "Академкнига", 2006. – 309 с.
9. Конструкционные нанокристаллические материалы. Научные основы и приложения. / Коч, К., Овидько, И., Сил, С., Вепрек, С.; пер. с англ. под ред. проф. М.Ю. Гуткина. – М.:ФИЗМАТЛИТ, 2012. – 448 с. – ISBN 978-5-9221-1395-3
10. Вассерман, И.М. Химическое осаждение из растворов./ Под ред. В.Б. Глушковой и В.А. Кржижановской, Л.: Химия, 1980. – 208 с.
11. Современные подходы к исследованию и описанию процессов сушки пористых тел. / Под ред. В.Н. Пармона. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 300 с.
12. Классен, П.В., Гришаев, И.Г., Шомин, И.П. Гранулирование. — М.: Химия, 1991. – 240 с. – ISBN 5-7245-0203-8.
13. Оксиды титана, церия, циркония, иттрия и алюминия. Свойства, применение и методы получения / Исмагилов, З.Р., Кузнецов, В.В., Охлопкова, Л.Б., Цикоза, Л.Т. и др.; под ред. В.Н. Пармона. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. – 246 с.
Перечень учебно-методических материалов по самостоятельной работе обучающихся
14. Пахомов, Н.А. Научные основы приготовления катализаторов: введение в теорию и практику / Отв. ред. В.А. Садыков. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. – 262 с.
15. Промышленный катализ в лекциях / под ред. проф. А.С. Носкова. – М.: Калвис, 2005. – 136 с.
16. Романенко, А.В., Симонов, П.А. Углеродные материалы и их физикохимические свойства // Промышленный катализ в лекциях, вып. 7 / Под ред. А.С. Носкова. – М.:Калвис, 2007. – с. 7-110.
17. Химическая технология керамики. Уч. пособие. / Под ред. И.Я. Гузмана, М.: Химия, 2003.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Ресурсы сети Интернет
Освоение дисциплины используются следующие ресурсы:
– электронная информационно-образовательная среда НГУ (ЭИОС);
– образовательные интернет-порталы;
– информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
– «Российская национальная платформа открытого образования» (http://openedu.ru/), Coursera (www.coursera.org), edX (www.edx.org).
Взаимодействие обучающегося с преподавателем (синхронное и (или) асинхронное) осуществляется через личный кабинет студента в ЭИОС и электронную почту.
Современные профессиональные базы данных:
– Реферативно-поисковая база данных Reaxys (Elsevier),
– Реферативно-библиографические базы данных Scopus (Elsevier), ВИНИТИ, Chemical Abstracts,
– Библиометрическая база данных Web of Science Core Collection (Thomson Reuters Scientific LLC.),
– Базы данных полнотекстовых научных журналов JSTOR, ScienceDirect,
– Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД РГБ),
– Электронные ресурсы российской научной библиотеки eLibrary.ru,
– Электронные ресурсы издательства American Chemical Society (ACS),
– Электронные ресурсы Freedom Collection издательства Elsevier,
– Электронные ресурсы издательства The Royal Society of Chemistry (RSC),
– Электронные ресурсы издательства Wiley.